no_robin_hood
"That's my cup of tea!.. And this one, and that one too, and..."
Дни 7-13. Кровавый караваджизм
Пришло время поговорить об отрубленных головах! Потому что правда, времечко подходящее это ещё одна (и немаловажная) вещь, сделавшая Караваджо о-очень знаменитым художником.
Голова Медузы. Около 1598-1599. Галерея Уфицци, Флоренция


Самый конец XVI века ознаменовался в том числе и полностью воплощённой на полотне концепцией реализма в искусстве. Натуралистичность, эмоциональность, и, что главное — попытка воспроизвести саму эмоцию на полотне — то, что отличает эту странную вещь от всего, что было ранее. Более того, для усиления драматического эффекта (и в соответствии с мифом о Персее) Караваджо написал эту голову не просто на полотне, а раздобыл старинный щит, на который натянул холст. Знаете, когда я читаю о том, что это якобы "метафора нравственной доблести" и всё такое... я как-то очень и очень сомневаюсь...

Караваджо уже пытался работать с эмоциями (например, "Мальчик, укушенный ящерицей", ок. 1594) и дальше будет пытаться (например, "Жертвоприношение Исаака", ок. 1603), но "Голова Медузы" стала и начальным, выдающимся этапом в разработке его собственного живописного метода — драматизма в исключительно реалистическом ключе.
Гнев, ужас, боль и растерянность — пугающая Медуза сама стала жертвой, ничто не вечно, а смерть одинаково выглядит для всех...

"Голова Медузы" является вторым произведением такого "кровавого" плана, потому что первым считается также заказанная дель Монте для подарка одному из Медичи картина на известный религиозный сюжет — о подвиге Юдифи.
Юдифь и Олоферн. Около 1598. 145 х 195. Палаццо Барберини, Рим. Фрагмент


То есть существует такой сюжет, сюжет был весьма распространён, потому что ветхозаветные сюжеты до некоторых пор были у художников весьма популярны. И есть такой... подвиг, ну то есть лучше самим почитать про Юдифь. Так вот. Можно посмотреть на Юдифь Джорджоне (ранее) или Рубенса (соответственно, позднее) — они неземные, какие-то ангельские, или несущие свой крест, или героини-победительницы. А у Микеле Юдифь — земнее не придумать, в современном платье, что окончательно разрушает память о мифе, с гримасой явного отвращения на лице и явным же нежеланием забрызгать платье кровью. А самое главное, что при всём при этом в картине нет ни намёка на постановочность, "театральность" или нечто подобное, я, скорее, соглашусь с "кинематографичностью" действа, оно живое, и оно страшное, вообще-то, как и должно быть: пришла, отрезала голову, пошла дальше...

Юдифь и Олоферн. Около 1598. 145 х 195. Палаццо Барберини, Рим


А вот и ещё один кровавый (и, наверное, многозначный) сюжет, к которому Караваджо обратился аж трижды. Давид и Голиаф.
Давид и Голиаф. Около 1600. Прадо, Мадрид

Светотеневое решение уже традиционное, и своё восприятие мира Микеле показывает уже вполне традиционно: боль, зло, насилие, скорбь...

Давид с головой Голиафа. 1607. Музей истории искусств, Вена

Всегда забавно до сих пор натыкаться на сентенции авторов, приписывающих кровавый реализм Караваджо его собственному вспыльчивому и жёсткому характеру. Недаром Микеле почти никого из критиков, биографов и прочих специалистов не жаловал...

Давид с головой Голиафа. Около 1609 - 1610. Галерея Боргезе, Рим

Эта картина считается либо последней, либо точно одной из. Отчаяние и понимание, предчувствие конечности своего пути прямо здесь и сейчас, усталость от бессмысленного сражения с жизнью — автопортрет в лучших традициях художников Возрождения, например, самого Микеланджело Буонаротти.
Давид с головой Голиафа. Около 1609 - 1610. Галерея Боргезе, Рим. Фрагмент


И ещё один вечный мотив.
Усекновение главы Иоанна Крестителя. 1608. Собор Сан Джованни, Валлетта, Мальта. Фрагмент

Очень красивый Иоанн (я же права), там самая "кровавая" надпись "...fecit michela..." — уникальнейший автограф, единственный в мире. А если серьёзно, несмотря на бегство, несмотря на Мальту, эта картина — одно из сильнейших произведений Микеле.

Усекновение главы Иоанна Крестителя. 1608. Собор Сан Джованни, Валлетта, Мальта

В отличие от чуть более поздней версии этого сюжета, здесь девушка целенаправленно пришла за этой головой, она её ждёт, тогда как на неапольской картине Саломея выглядит... сомневающейся.

Саломея с головой Иоанна Крестителя. Около 1609. Национальная галерея, Лондон.


Иоанн Креститель — это ещё один караваджевский мотив "от колыбели до могилы", мы к нему ещё вернёмся.
запись создана: 18.03.2017 в 22:32

@темы: чукча флешмобит, искусство, Микеле Караваджо, 100 дней Караваджо