no_robin_hood
"That's my cup of tea!.. And this one, and that one too, and..."
День 2. Апостол Матфей
Как я уже говорила, почти все картины самостоятельного периода Караваджо — мои любимые. Но первое впечатление от картины "Призвание апостола Матфея" мало с чем можно сравнить, потому что... Ну, что это? Кто все эти люди??? И где, собственно, то самое?! Картина и правда считается знаковой и не только для своего времени, потому что тогда её посчитали просто странной :-D , но и для всей последующей рембрандтовской и послерембрандтовской эпохи. Опять же, Микеле не придумал, но, благодаря своей скандальной уже известности, ввёл новый тренд — старые истории в современных условиях, здесь и сейчас, возможность разглядеть (или не разглядеть) чудо посреди обыденности. Но картина стала сенсацией не из-за этого, а из-за светотеневой манеры, "подвальной светотени", как сказали тогда, манеры, определившей будущее живописи ещё на сто с лишним лет.
Призвание святого Матфея. 1599-1600. 322 х 340. Капелла Контарелли, церковь Сан Луиджи деи Франчези, Рим

Тема апостолов и всего такого совсем не моя, но, глядя на вот на эту картину, мне всё время хочется узнавать и разбираться в этих новозаветных хитросплетениях, потому что благодаря вот так освещённому моменту мне стало интересно. И этот "композиционный узел" из трёх указующих пальцев, два повторяющихся и один зеркалящий пока что обратно — я опознала и идентифицировала в своё время сама! Сама же обратила внимание на свет и цвет и только потом начала что-то читать. И ещё: сколько ни смотрю на неё — постоянно возникают всё новые и новые вопросы. Вот, например, если в рыжебородом Матфее легко опознали Онорио Лонги, римского архитектора и закадычного другана Микеле (вместе они громили местные бары и шугали всякую местную интеллигенцию), то насчёт личности модели Христа нет никаких достоверных сведений, что меня невероятно раздражает, потому что это одно из красивейших (если не самое) лиц, которые я когда-либо видела.

Своеобразная серия, цикл из трёх картин, повествующих о жизни и смерти святого Матфея, является первым крупным заказом Караваджо, полученным им, благодаря своему покровителю кардиналу Франческо дель Монте. Некоторые не очень добрые биографы Караваджо утверждали, что именно благодаря таким "высоким господам", считающим себя якобы знатоками искусства, снизилось "моральное качество" этого самого искусства, потому что им было легко угодить любой работой, оказывавшей эффект неожиданности и новизны. Может быть и так, но а как ещё можно было дождаться хоть каких-то подвижек на этой почве, как не спасением от голодной смерти всяких талантливых оборванцев?
Мученичество апостола Матфея. 1599-1600. 323 х 343. Капелла Контарелли, церковь Сан Луиджи деи Франчези, Рим

"Призвание апостола Матфея" и "Мученичество святого Матфея" являются парными боковыми полотнами, и если эти две необычные и уже излишне натуралистичные картины капелла всё-таки приняла, то от заказанного чуть позже для того же алтаря полотна "Святой Матфей и ангел" они громко и весьма демонстративно отказались. И заставили переписывать "по канонам". А тут, видите ли, и ноги не те, и руки не туда... Просто посмотрите (слева — первый, непринятый вариант), какая невероятная разница... не в качестве исполнения, конечно, же, но в композиции, в идее, в излишнем, наверное очеловечивании всего, что должно принадлежать божественной стороне.

Слева: Апостол Матфей и ангел. 1601. Музей кайзера Фридриха, Берлин, Германия. Сегодня утеряна.
Справа: Апостол Матфей и ангел. 1602. Капелла Контарелли, церковь Сан Луиджи деи Франчези, Рим


Это сейчас мы можем рассуждать: а кто, собственно, были все эти люди, ходившие вместе с Христом? Рыбаки, крестьяне, из них самым грамотным действительно был сборщик податей, он точно хотя бы считать умел (хотя записывать данные вполне мог палочками или крестиками). Но вот мог ли он описать словами всё, что произошло с ним и рядом с ним?..
Эта изумительная по замыслу и исполнению вещь погибла во время Второй мировой войны.

Капелла Контарелли сегодня выглядит так же, как и четыреста лет назад. Наверное, это потрясающе...

@темы: чукча флешмобит, искусство, Микеле Караваджо, 100 дней Караваджо